Добавить франшизу

Данная регистрация предназначена для владельцев франшизы. Для чего мне личный кабинет.

CAPTCHA

Примерочная России II

14.08.2012
6122
Вашему вниманию предлагается вторая часть обзора, в которой речь пойдёт о жалобах франчайзи, работающих в данном сегменте, и о перспективных направлениях и регионах развития. От «одёжно-обувных» франчайзи, особенно начинающих, можно услышать три категории жалоб в адрес сетевых стандартов

Ерлан ЖУРАБАЕВ

Вашему вниманию предлагается вторая часть обзора, в которой речь пойдёт о жалобах франчайзи, работающих в данном сегменте, и о перспективных направлениях и регионах развития.

* * *

Жалобы франчайзи на систему

От «одёжно-обувных» франчайзи, особенно начинающих, можно услышать три категории жалоб в адрес сетевых стандартов:

- Франчайзеры штрафуют за возврат стоков. К тому же при возврате товара за границу возникают дополнительные расходы в связи с пошлинами, которые им «никто не компенсирует». Франчайзи несут убытки из-за того, что механизмы возврата остатков «не проработаны и не определены юридически».

- «Неделимая целостность» коллекций мешает продажам на региональном рынке со своими особенностями. Франчайзеры не прислушиваются к «местечковым» мнениям по усечению коллекций.

- То же самое касается «неприкосновенности» цен: мол, не учитывается специфика местного платёжеспособного спроса. Вот если загнуть цены вниз, дело пойдёт…

Надо сказать, что все три категории претензий – неправомерны. Возврат стоков во франчайзинге, как и в любом бизнесе, – договорной вопрос. Как договоритесь, так и будет (или должно быть). Если в пакете документов, подписанных между сторонами, этот вопрос не оговорён, то с какой стати франчайзер должен забирать стоки франчайзи? Если, как жалуются франчайзи, механизмы возврата остатков не проработаны и не определены юридически, то кто мешал партнерам настаивать на этом в период переговоров? Другое дело пойдут ли им навстречу. Не будем забывать, что младший партнёр сохраняет юридическую самостоятельность: он ведёт свой бизнес с собственными рисками, но при содействии старшего партнера. Степень и формы этого содействия оговорены в договоре. Иначе претензии (между прочим, потенциально взаимные) могут множиться до бесконечности. К примеру, почему бы франчайзи не потребовать от франчайзера заодно гасить штрафы от санитарной или пожарной инспекции, заявив ему: «ведь это ваш бренд!»? С другой стороны, франчайзера может «осенить» потребовать от своих младших партнеров полностью компенсировать общесетевые расходы на рекламу.

Нормальная практика со стоками выглядит следующим образом. Франчайзи – это независимый хозяйствующий субъект, весь заработанный доход принадлежит ему (за вычетом оговоренных платежей). Но и весь заработанный убыток за непроданный товар также принадлежат ему, если иное между ними не прописано. По франшизе, как и в любом бизнесе, запросто можно потерпеть убытки, тем более в первое время. Просто франчайзинг – это, при других равных условиях, более надежный бизнес за счет содействия сети. Но оно имеет пределы, поскольку партнеры не слились в экстазе, а только вежливо помогают друг другу выживать в рыночной стихии.

Соответственно и за границей проблема стоков оговаривается между партнёрами юридически, от страны к стране и от правообладателя к правообладателю наблюдаются разные практики. Есть и такие операторы, которые принимают стоки. Так, некоторые испанские одёжные сети обычно работают по схеме: отправка товара – оплата от франчайзи при получении – остатки отсылаются обратно и распродаются в Испании. Но ничего даром не бывает, значит, их условия хуже в чем то другом.

Что касается коллекции, то это один из сутьевых элементов концепции. Не нравится концепция – не работай с ней. Правообладатель не будет корежить выверенные годами параметры под индивидуальные запросы младшего партнера, если только это не мягкий франчайзинг, о котором ещё пойдёт речь. В типовом франчайзинге ты женишься на всей девушке по имени Консепсьён, со всеми сторонами её устоявшегося характера. Это ты, жених, франчайзи, подстраиваешься под её якобы «трудный» характер, а не она под твой.

Теперь о ценовой политике. Это также прерогатива владельца франшизы. Они едины для всех точек в данной стране – своих и франчайзинговых. Только франчайзер определяет все «фирменные» параметры и стандарты, включая, естественно, и столь важный, как розничные цены. Свобода выбора в том, чтобы купить эту франшизу или другую.

Мягкий франчайзинг и смешанный ассортимент

Порой, однако, в ритейле встречается так называемый мягкий франчайзинг, когда франчайзер позволяет серьезные вольности младшим партнерам. Например, добирать в магазин марки посторонних производителей и таким образом формировать собственные смешанные коллекции. Рассмотрим эту ситуацию на примере белорусской торгово-производственной компании Milavitsa, активно работающей на динамично растущем российском рынке женского белья. На этот сектор приходится 10,5% всего рынка готовой одежды в РФ. По данным Esper Group, продажи белья в 2011 году достигли 4,36 млрд евро, что на 14,2% больше, чем годом ранее.

Но и конкуренция в этом бизнесе ужесточилась, особенно в бюджетном и среднем ценовых сегментах, в которых работают 312 магазинов Milavitsa, поставлена цель к 2015 году довести их количество до 500. Компания стала одним из лидеров региональных продаж, однако есть и более крупные игроки.

Держателем мастер-франшизы Milavitsa в России является ЗАО СТК «Милавица». По словам его гендиректора Николая Долгого, инвестиции франчайзи в запуск магазина составляют в среднем 1,8-2 млн руб. Роялти и паушальный взнос отсутствуют. И вот что главное для франчайзи с тягой к самостоятельности в формировании коллекций в своём магазине и креативным решениям: более 700 моделей Milavitsa позволяют франчайзи самим сформировать ассортиментную матрицу при обязательном условии, что она минимум на 70% должна состоять из продукции, произведенной в компании, добирая и товар посторонних производителей. Помимо России белорусский бренд со своим мягким франчайзингом работает ещё в 13 странах, в т. ч. западноевропейских.

На бельевом рынке России стоит отметить и такое явление, как рост продаж у операторов, предлагающих белье в составе более широкого (небельевого) ассортимента (например, H&M и Oodji). Правда, параллельно растут и специализированные сети, часто франчайзинговые, моно- и мультиформата. Причём мультибрендовый формат становится всё более популярным, особенно в регионах. Совсем свежий пример: Jeans Symphony, российский оператор марок Guess Jeans, Camaieu, Pierre Cardin и HilfigerI Denim, Tom Tailor, Ugg Australia Pepe Jeans, отныне параллельно занимается созданием монобрендовой голландской сети Scotch&Soda. Jeans Symphony будет её развивать на франчайзинговой основе.

Перспективы: форматы и регионы

В России, по данным европейской статистики, уже представлено более 41% транснациональных сетевиков. Для сравнения, в Великобритании их 57,6%. Цифры, как видим, сопоставимые, хотя ещё есть куда расти. Если не обострится глобальный кризис, то концентрация топовых брендов в Москве будет расти и в текущем году. Число марок в наших ТЦ всё ещё заметно уступает западному разнообразию. Поэтому наши торговые галереи по пулу арендаторов часто схожи, и предстоит активная фаза борьбы новых торговых марок за место под солнцем российской розницы.

Какие направления или форматы развития одежно-обувного франчайзинга будут особенно «актуальны» в нашей стране в ближайшую пятилетку? Какие регионы наиболее перспективны?

Светлое будущее ожидает формат аутлетов, который только-только начал развиваться в России. Российский рынок может повторить успех Европы и США в девелопменте аутлет-центров, где их история насчитывает более 40 лет. В современных условиях они имеют успех, поскольку экспансия сетей с ростом числа магазинов и глобальный кризис привели к небывалым объемам невостребованного товара с чрезмерными затратами на складирование. В этой непростой ситуации fashion-ритейлерам делается привлекательное предложение: объединиться под крышей проекта, формат которого доказал свою эффективность за рубежом, причем с арендной ставкой, заведомо ниже, чем в классическом молле. Это даёт возможность сетям своевременно и качественно реализовывать избытки продукции, освободить площади в магазинах full-price под новые коллекции. При этом, не нарушая целостности бренда за счет низких цен и не отсылая стоки за границу с возникновением проблемы возврата таможенных пошлин.

Московский регион уже вовсю осваивает новый формат. У нас введены или строятся следующие подобные объекты: Fashion House Moscow в 12 км от МКАД по Ленинградскому шоссе; в районе Котельники – Outlet Village Belaya Dacha; в 2 км от московского аэропорта Внуково – Vnukovo Outlet Village, на 26-м км МКАД – Brandcity (результат реконцепции неудавшегося ТРЦ «Вэймарт»).

В заключение коротко о перспективных для ритейла регионах. Дорогу брендам пролагают девелоперы, создающие качественные торговые объекты. Агентство INFOLine только что провело их полную в РФ. Выявлена тройка лидеров по насыщенности общими площадями торговых центров на 1 тыс. человек по состоянию на 2011 год: Краснодар, Екатеринбург и Уфа. Всё это перспективные регионы – там есть большое население с неплохими доходами, чётко выраженный средний класс и много качественных ТЦ. Привлекателен нефтедобывающий Ханты-Мансийский автономный округ. По-прежнему вне конкуренции Москва и Санкт-Петербург.

Франшизы
Комментарии 0
Пока никто не оставил комментарий