Макс Паушальный идет по денежному следу

Реально ли взять кредит на покупку франшизы?
02.05.2017 1200

Смотреть франшизы в Каталоге

«I need a dollar, dollar…dollar is what I need…» пел чернокожий музыкант Алоэ Блэк, выражая чаяния большей части современного человечества. Как известно, no money – no honey, и когда речь идет о запуске собственного бизнеса, отсутствие необходимых средств – первый и для многих единственный серьезный барьер. Можно годами тренироваться и, наконец, перепрыгнуть его самостоятельно, а можно взять шест и перемахнуть барьер разом. Вот такая метафора про кредит.

Однако как выяснилось, шесты, они же кредиты, нынче в дефиците. Агентство «Эксперт РА», например, утверждает, что в 2016 году объемы кредитования упали на 3%, а в 2015-м на все 28%. Динамика, как у нас любят говорить, конечно, положительная, но общую картину не назвать утешительной.

Вообще, цифры – это замечательно, но я в них не верю. Я хочу понять, как часто в реальности люди опираются на кредиты при покупке франшизы. Звоним общительным франчайзерам, им виднее, к тому же, может мне повезет, и кто-то поделится контактами франчайзи (Размечтался).

Первым я позвонил Михаилу Борисову, развивающему франшизу «Добропек». Он с ходу меня обрадовал, говорит,  кредиты на бизнес банки сейчас вообще никому не дают. По его словам, все франчайзи «Добропека» начинали с наличкой. Еще я понял с его слов, что в таких условиях предприниматели просто берут потребительский кредит, которого может хватить на покупку недорогой франшизы. Неужели все так плохо?

Алексей Грачев, представитель франшизы «Саморезик», не добавил оптимизма. По его словам, за все время только пара франчайзи покупала франшизу на кредитные средства. Мол, обычно сами копят деньги, продают гараж, машину.

Денис Дмитриев из «Оконных фильтров» подошел к моей проблеме максимально ответственно. После получасовой беседы с ним я сделал несколько выводов. Во-первых сейчас в бизнес приходят много молодых людей. Наберут кредитов, купят франшизу, казалось бы, должны суетиться, работать. А по факту – закрываются через квартал. Так что кредит – не панацея и не билет в страну грез. Взяв его надо работать в два раза упорнее, чем без него, даже чисто с психологической точки зрения. Во-вторых если сейчас кто-то берет кредит на открытие бизнеса, то это, скорее всего, потребительский кредит. В третьих, нужно десять раз подумать, прежде чем брать кредит.


Я решил поставить себя на место потенциального франчайзи, который, все-таки не боится кредитного рабства. Для начала разбил копилку-свинку, но исторгнутые ей копейки сложились в форму фиги, той самой, которую многие видят, смотря в книгу. Придется звонить в банки.

Звоним в замок графа Грефа, царство эджайла и бигдэйта, прикидываемся индивидуальным предпринимателем. Девушка из колл-центра с милейшим голоском спешит разочаровать: кредит дают, только если бизнесу уже есть 6 месяцев (это если в сфере торговли, если производство – бизнесу должно быть не меньше года). Раньше в «Сбербанке» был целевой кредит «Бизнес старт» для начинающих предпринимателей, но какие-то темные силы подвигли банк от этой затеи отказаться.

Следующий на очереди – «Ак Барс», представители которого были замечены на Franchise Market. Прошел слух, что банк готовит некое предложение, чуть ли не целевой кредит на покупку франшизы. Звоним. В колл-центре девушка с не менее милым голосом, чем в царстве эджайла, говорит не менее «воодушевляющие» вещи. Кредит на открытие бизнеса с нуля не дают. Про кредит на покупку франшизы не слышали. Предлагают, барабанная дробь, взять тот самый потребительский кредит.

Раз такая пьянка, надо присмотреться к потребительским кредитам. Допустим, что я хочу взять 1 миллион рублей на 2 года. Для разнообразия начнем с предложений банка ВТБ. Я поигрался с калькулятором на их сайте, и вот что получается: миллион в кредит обойдется мне в 175 тысяч переплаты при ставке 16%. Это почти одна пятая, Карл!

Может, есть более выгодные предложения? Возвращаемся в Сбербанк, снова играем с калькулятором. Этот оказался хитрее, рассчитывает допустимую сумму кредита исходя из ежемесячного дохода. Чтобы «получить» миллион пришлось прикинуться, что я зарабатываю 100 тысяч рублей в месяц. Правда, переплата составит 185 тыс. рублей при ставке 16,9%. Идем с теми же вводными в Почта-банк и получаем 222 тысячи переплаты.

А теперь возьмем тайм-аут и подумаем. Конечно, вряд ли кто-то начинает бизнес не имея вообще ни копейки, обычно около 30% необходимых для старта средств предприниматели берут из своего кармана, но мы для чистоты эксперимента представим, что у нас нет ни гроша. Итак, мы берем в кредит условный миллион, скажем, на открытие суши-бара по франшизе. Мы заплатим 300 тысяч рублей паушального взноса франчайзеру. На ремонт и оборудование уйдет около 600 тысяч, еще 100 тысяч – на аренду. Да, денег не осталось, но теперь у нас есть работающий суши-бар, который должен принести в среднем 300 тысяч рублей прибыли в месяц, которые и покроют ежемесячные платежи по кредиту. Получается, что потребительский кредит – не такой уж плохой вариант, если Вы присмотрели недорогую франшизу, главное – его получить.

Что ж, какой вывод мы можем из всего этого сделать? Человеку с улицы взять кредит на открытие бизнеса с ноля – не представляется возможным. Извольте сначала понабраться опыта. Тем не менее, практика показывает, что покупатели франшиз иногда опираются на потребительские кредиты, которые могут помочь «взлететь» на начальном этапе, несмотря на не слишком выгодные условия.

Вот теперь думаю, брать потребкредит или продавать мою драгоценную коллекцию фигурок My Little Pony...

BUYBRAND Inform



Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo
Тимур Ланский вывел на рынок мультиформатный бренд FOОDBAZAR
Как развивается региональный бренд на российском и международных рынках
BUYBRAND EXPO 2016

Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Продавая франшизу, важно помнить: если что-то не работает у вас, с этим столкнутся и ваши партнеры. И неважно, какой толщины ваш франшизный пакет»

Анна Цфасман
генеральный
директор
сети кофеен
Double B

Календарь событий


10:04, 26 июня 2017г.   Войти / Выйти