Принципы fair play, или играющий по правилам получает все

Франчайзинг по правилам и без
11.04.2018 786

Смотреть франшизы в Каталоге

Будем откровенными – никто из нас не любит правила. Они нас ограничивают, усложняют жизнь, порой даже раздражают и кажутся абсурдными. И однако же все мы понимаем – без правил жизнь превратилась бы в хаос. Правила упорядочивают, помогают выстраивать продуктивные отношения с окружающими, служат гарантией исполнения планов. В большей степени, чем где бы то ни было, это все применимо к бизнесу. В особенности, если речь о франчайзинговом бизнесе – где нарушение правил может порой стоить игроку удаления с поля, т.е. с рынка, на котором он работает.

Франчайзеров часто упрекают в том, они накладывают на своих партнеров слишком много запретов и обязательств, регламентируя чуть ли не каждый их шаг. А ведь не все франчайзи – молодые начинающие предприниматели, у многих к открытию бизнеса накопился внушительный житейский и деловой опыт. Контроль со стороны франчайзера часто кажется им излишним – и действительно, неужели без указаний старшего партнера владелец сам не разберется со своим бизнесом? Тем более, что франчайзер – где-то там, далеко: откуда ему знать, что лучше для объекта, который расположен за тысячи километров?

Франчайзеры со своей стороны утверждают: все рекомендации разрабатываются исключительно с заботой о франчайзи, для его же блага и безопасности. А обязательные к исполнению требования – не просто набор необоснованных правил, а набор инструментов, грамотное использование которых поможет скорее добиться успеха.

Какая же из сторон права? Своим видением ситуации негласного противостояния против правил поделилась Дарья Горякина, Заместитель по коммерции и операционным вопросам Лабораторной службы Хеликс.

- Чтобы выработать объективное отношение к требованиям со стороны франчайзера, в первую очередь, надо выяснить, на чем они основаны. Я всегда рекомендую будущим собственникам определиться с такими вопросами «на берегу», т.е. до заключения контракта коммерческой концессии и начала подготовки Центра к открытию.

Бывают случаи, когда человек в принципе не приемлет никакой контроль со стороны, бывает, когда контроль допустим, но с определенными ограничениями. В первом варианте я бы не советовала открывать бизнес по франшизе - такая модель предполагает командную работу, игру по правилам, а для этого следует быть готовым отказаться от какой-то доли свободы в решениях и действиях.

Если же партнер готов стать частью компании-франчайзера, принять на себя определенные – общие для всех – обязательства, ограничить свою самостоятельность, но в обмен на поддержку со стороны сильного игрока, надо определиться, что именно ваш партнер готов гарантировать вам, помимо вывески и списка правил.

Тут важно понять саму суть бизнеса по модели франчайзинга. Есть два варианта развития событий: первый – когда компания выбирает для себя франчайзинг как инструмент развития, масштабирования бизнеса и в этом случае она сама заинтересована в успехе франчайзи – ведь это ее источник инвестиций для совершенствования технологий, обновления производственных площадок, улучшения качества продукта и т.п. И второй вариант, когда франчайзер тоже намерен привлечь инвестиции с помощью франчайзи, но только очень быстро – так поступают компании, планирующие быструю капитализацию с последующей продажей всего бизнеса. Как правило, собственники, купившие такие франшизы, в конечном итоге остается ни с чем.

Полная свобода действий, которую вам обещает франчайзер – серьезный и тревожный симптом, который может многое рассказать о компании-владельце бренда. Авторитетная компания с большим опытом работы на рынке будет крайне щепетильно относиться к тому, чтобы ее требования соблюдались – например, в отношении бренд-бука, внутренних стандартов обслуживания, отраслевых норм. Ошибка франчайзи всегда имеет последствия для франчайзера – и потому, если компания планирует долгосрочную работу на рынке, то будет контролировать партнера по ключевым вопросам, которые имеют прямое влияние на ее репутацию.

Таким образом, первое преимущество правил от франчайзера – они служат своеобразной лакмусовой бумажкой, по которой можно определить, насколько надежен ваш будущий партнер.

Второе преимущество – правила, разработанные франчайзером, существенно экономят ваше время, силы и – что самое важное – деньги. Так, например, следуя требованиям брендбука и соблюдая фирменный стиль, вы обеспечите себе узнаваемость бренда, а значит меньше потратите на рекламу и продвижение в своем регионе. Выполняя требования франчайзера к работе персонала, минимизируете риск потери клиента в результате недовольства качеством обслуживания. В сфере услуг это очень критично – как гласит известный афоризм, у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. А у каждой серьезной компании уже есть отработанные и проверенные на практике стандарты работы с клиентом, с паттернами поведения в тех или иных ситуациях – таким образом, вам не надо путем проб и ошибок и ценой потерянных клиентов составлять регламенты поведения для своих сотрудников, а можно сразу воспользоваться готовым документом от франчайзера.

Третий плюс – выполнение правил франчайзера гарантированно избавит вас от проблем с надзорными органами и – пусть даже ненамеренного – нарушения законодательства. В особенности это касается таких сфер деятельности как частная медицина.

Так, например, Лабораторная служба Хеликс очень требовательно относится к соблюдению санэпидрежима и стандартов работы медперсонала. Перед открытием Центров менеджеры Компании всегда крайне внимательно инспектируют его на предмет нарушения санитарных норм и требований – и это скорее помощь для франчайзи, чем контроль со стороны франчайзера. Еще не вникнув полностью в особенности работы медицинской организации, не зная всех тонкостей законодательства, очень легко что-то упустить, а опытный менеджер, у которого за плечами десятки открытых точек, сразу выявит «слабые» места и подскажет, как ликвидировать недоработки. Так франчайзи будет избавлен от риска штрафов или даже отказа в выдаче необходимых лицензий и разрешений на работу Центра.

Еще один аспект, который часто становится камнем преткновения в отношениях франчайзи и франчайзера – согласование рекламы. Вполне объяснимо желание собственника самому определять внешний вид продукции, за которую он платит, однако, воспользовавшись макетами франчайзера, он не только сэкономит деньги на оплате услуг дизайнера, но и избавит себя от риска нарушения Закона о рекламе. В требованиях к рекламе медицинских услуг есть очень много нюансов – например, формат предупреждения о наличии противопоказаний и т.п. – упустив которые, можно понести серьезные убытки на выплате штрафов.

Подводя итоги, скажу, что выполнение правил франчайзера, если они имеют под собой экономическое и практическое обоснование – взаимовыгодный процесс, при чем в равной степени для обоих партнеров. Компания-владелец бренда сохраняет соблюдение своих стандартов, единое восприятие бренда, обеспечивает защиту своей репутации, а франчайзи – получает оптимальное для старта предпринимательской деятельности решение, которое значительно повышает вероятность быстрого возврата инвестиций и получения прибыли.

КАТАЛОГ ФРАНШИЗ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

BUYBRAND Inform 



Когда пиццу начнут доставлять роботы?
Arena Space идет на Запад
Франшиза «33 Пингвина» открывает Китай и другие страны
Бенжамин Саймон о российском рынке, последних изменениях в компани
«Франшиза в хорошие руки» выпуск 1, 3-го сезона, франшиза MYBOX
2-я серия 3-го сезона проекта «ФРАНШИЗА В ХОРОШИЕ РУКИ». Красивое соревнование за СОВЕТСКИЕ АПТЕКИ
BUYBRAND EXPO 2018

Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Мы даем партнерам эксклюзив на город. Для франчайзи это намного интереснее, ведь можно спокойно продумывать рекламные кампании, развиваться, планировать открытие новых филиалов. Нет страха, что в его городе продадут еще несколько франшиз и часть клиентов с его рекламы фактически уйдет к конкурентам»
Шамиль
Ахмадуллин
Основатель сети
школ скорочтения

Календарь событий


23:19, 22 июня 2018г.   Войти / Выйти