Добавить франшизу

Данная регистрация предназначена для владельцев франшизы. Для чего мне личный кабинет.

CAPTCHA

Какие вопросы надо задать франчайзеру, чтобы избежать «финансовых сюрпризов»

Surprised, Woman, Portrait, Shocked, Amazed, Emotion

Купить франшизу — значит потратить от нескольких десятков тысяч до нескольких десятков миллионов рублей. Чтобы помочь вам рассчитать математику франчайзинга и не влезть в долги, делаем памятку для покупателя франшизы.

1. За что я плачу паушальный взнос и когда

Мы уже писали о том, что франчайзер закладывает в сумму паушального или, как его ещё называют, первоначального взноса. Напоминаем: это единоразовый платеж, за счет которого правообладатель покрывает затраты на разработку франшизы, поддержку бренда и поддержку вас, как франчайзи (обучение, консультирование, помощь в конфликтных ситуациях и т.п.). Он есть не у всех франчайзеров. Если его нет, это не означает, что франшиза обойдется вам дешевле или будет выгоднее других. Вносится паушальный платёж сразу после подписания основного договора. Иногда франчайзёры идут навстречу и разбивают сумму на несколько платежей.

С одной стороны, это хорошо, а с другой, внимательно читайте договор. В нём могут быть прописаны условия предоставления вам доступа к обучающим и рабочим материалам в зависимости от графика поступления платежей. Таким образом, вы можете столкнуться с зависимостью от условий оплаты и предоставления полного пакета необходимой информации для запуска и открытия франшизы.

Помните: франчайзер тоже должен на чем-то зарабатывать. Если он не требует плату за вхождение в сеть, возможно, есть скрытые платежи, которые будут намного больше первоначального.

О паушальном взносе >>>

Проверить франшизу на наличие скрытых платежей можно с помощью консультанта >>>  Про основные виды скрытых платежей мы подробно и понятно напишем в ближайших материалах.

2. Может ли измениться размер роялти

В отличие от паушального взноса, роялти нужно уплачивать ежемесячно.

Разные компании рассчитывают роялти по-разному. По некоторым франшизам роялти вообще нет. Если это так, задумайтесь: на чем тогда зарабатывает франчайзер? Может быть, на товарных поставках, которые идут исключительно через него. Вчитайтесь в договор: там должно быть четко прописано, сколько денег вы должны отдавать владельцу бренда и за что.

Как правило, роялти рассчитывается исходя из выручки или устанавливается в виде фиксированной суммы. Некоторые компании предоставляют «каникулы» на первый период работы франшизы (например, в первые три месяца роялти нет, а потом придется платить по 6% от дохода). Также компании могут привязывать размер роялти к формату. Такая практика распространена в ретейле и в ресторанном бизнесе.

О главных вопросах про роялти >>>


Girl, Surprise, Cell, Telephone, Smartphone


3. Есть ли маркетинговый платеж

Ещё один существенный платёж, который необходимо просчитывать заранее и обсуждать с франчайзёром отдельно и внимательно, — это затраты на маркетинговое сопровождение и всё, что связано с продвижением франшизы. Затраты франчайзи на локальное продвижение могут составлять 1-2% от выручки ежемесячно.

4. Сколько мне придется тратить на персонал

ФОТ (фонд оплаты труда) — одна из ключевых статей затрат бизнеса. Зарплата персонала может зависеть от многих факторов, в том числе от региона. Если вы сомневаетесь в том, сколько надо платить тому или иному сотруднику, проведите сравнительный анализ в своём городе и по сегменту. За вас это может сделать профессиональный консультант, который найдет конкурентов и выяснит, сколько платят в соседней кофейне, салоне красоты, который работает на той же улице и т.п.

А ещё лайфхак: консультант не только проведет анализ, но и полностью возьмет на себя подбор персонала и формирование стартовой команды. При таком варианте вы будете платить фиксированное вознаграждение за одну вакансию. Расчёт стоимости идёт от уровня и профиля специалиста, региона работы, условий, сроков и т.д. Многие УК сами стали предлагать такие услуги на платной основе.

Хороший персонал — одна из составляющих успеха бизнеса. За него надо бороться. В среднем поиск одного специалиста обходится в 10 тысяч рублей.

Feedback, Review, Good, Bad, Satisfactory, Positive

5. Сколько стоит CRM система

Автоматизацией бизнеса, пожалуй, никого уже не удивишь. Каждый франчайзёр предлагает в обязательном порядке установить IT продукт той или иной компании — вопрос оплаты лицензии, ежемесячного обслуживания встанет сразу, как только вам подключат программу. Поэтому, чтобы планировать расходы, рекомендуем обязательно уточнить сумму платежа, посмотреть программу в формате теста, проговорить условия получения доступа к программе.

Важно: учтите, что франчайзер может решить поменять текущую CRM. На кого тогда лягут расходы? Это тоже должно быть прописано в договоре.

6. Когда я выйду на окупаемость

Срок окупаемости — второй показатель после размера инвестиций, на который ориентируются инвесторы и покупатели франшизы. Формул расчета срока окупаемости бизнеса существует несколько, и франчайзер может использовать любую из них — на своё усмотрение. Если хотите купить франшизу, спросите у её правообладателя — почему вы решили, что моя точка окупится в обозначенный срок?

Совет: запросите в УК данные по выручкам за один календарный год помесячно. Большинство компаний предоставляют такую информацию в открытом доступе, а если нет — стоит задуматься.

Помните, что в любой формуле есть переменные — такие, как объём затрат и объём продаж, и это лишь прогнозируемые показатели, а не объективные.

Эксперты также советуют предварительно рассчитать, сколько продукции придется реализовать, чтобы затраты на открытие точки окупились. В зависимости от сегмента и типа франшизы сроки окупаемости могут колебаться в диапазоне от нескольких месяцев (IT-франшизы и франшизы услуг) до нескольких лет (производственные франшизы, концепции полноформатных ресторанов, гостиничные франшизы и др.).

7. Когда я получу первую прибыль

Задавая этот вопрос, вы должны понимать разницу между прибылью и выручкой. Выручка — это то, что вы получаете от реализации товара или услуги без вычета расходов. Прибыль — это то, что у вас остается в итоге. Даже подготовленная финансовая модель не спасёт вас от влияния на показатели со стороны внешних и внутренних факторов.

Предприятие может получать выручку, но при этом не быть прибыльным. Уточните у франчайзера, когда его собственные точки стали получать прибыль и когда на точку безубыточности вышли действующие франчайзи.

Income Tax, Calculator, Accounting, Financial

8. Что делать при кассовом разрыве

Для начала — понять, что это такое. Простыми словами: кассовый разрыв — это нехватка денег на текущие расходы. Вам надо оплатить аренду, выдать зарплату персоналу, закупить продукцию, а средств на это нет.

Узнайте у франчайзера, сможет ли он помочь вам в подобной ситуации. Например, договориться о кредите или организовать поставку с рассрочкой платежа. Только учтите, что, если франчайзер предлагает вам кредит, надо очень внимательно рассмотреть все условия. Возможно, закредитоваться в банке будет выгоднее.

Франшизы
Комментарии 0
Пока никто не оставил комментарий