Финский отказ от франчайзинга

Тенденции в одёжном ритейле
12.04.2012 2045

Смотреть франшизы в Каталоге

Финская компания "Стокманн" не будет продлевать договор франчайзинга с датской компанией "Бестселлер" (Bestseller AS), согласно которому она развивала в России одежные сети сегмента масс-маркет Vero Moda, Only и Jack&Jones. Как сообщается в материалах самой "Стокманн", франчайзинговый бизнес для нее убыточен. Компания несла убытки каждый год с момента открытия первых магазинов в 2005 году. Так, выручка от франчайзинговых магазинов в России в 2011 году составила 22,5 млн евро (в 2010 году – 25,5 млн евро), при этом чистый убыток - 5,7 млн евро (в 2010 г. – 1,3 млн евро). Поэтому "Стокманн" решил отказаться от этого вида бизнеса и сфокусироваться на основной своей деятельности.

Как сообщили в пресс-службе финской компании, на начало 2012 года в России работало 18 франчайзинговых магазинов, но четыре уже закрыто. Оставшиеся магазины прекратят существование до конца текущего года, некоторые из них будут переформатированы в собственные магазины "Стокманна" – Lindex. В частности, в Петербурге работает четыре магазина Vero Moda и пять Jack&Jones. Оба бренда, как правило, открываются рядом, причем в Петербурге они расположены в очень привлекательных торговых центрах с высокой проходимостью, например "Мега Дыбенко" и "Гранд Каньон".

В будущем финны намерены включить в ассортимент своих магазинов Lindex и Seppala продукцию одежных сетей компании "Бестселлер". В компании "Бестселлер" подтвердили, что контракт со "Стокманном" заканчивается в конце 2012 г. "Мы решили сотрудничать со "Стокманном" путем shop-in-shop, открывая свои отделы в их магазинах", – сообщили в компании.

Однако "Бестселлер" все-таки рассчитывает, что в будущем сможет вновь открыть в России свои магазины. "Мы будем искать новых партнеров или же откроем сами. Мы рассчитываем вернуться на российский рынок, даже если нам потребуется ждать 1-2 года. Наши бренды популярны в стране", – рассказали в компании.

Эксперты считают, что причин оптимизировать структуру продаж у "Стокманна" может быть несколько. С одной стороны, в посткризисный период произошло резкое ужесточение конкуренции. "Поскольку спрос восстанавливается медленно, а потребительские расходы показывают слабый рост, многие ведущие мировые бренды испытывают давление рынка", - говорит директор департамента Esper Group Дарья Ядерная.

О необходимости изменения стратегического курса развития говорят в сети Gap, бизнес которой в России замедлился в последний год. Известно также о проблемах и падении продаж в сети Benetton. Лидеры рынка одежды массового спроса придумывают новые шаги: H&M в последние годы делает ставку на сотрудничество со знаменитыми брендами класса люкс для оживления интереса к марке и стимулирования продаж, Zara активно вкладывает средства в рекламу, хотя ранее не считала ее эффективным инструментом.

"Несмотря на усиливающуюся конкуренцию, никто из участников рынка не отказывается от развития. Возможно, у "Стокманна" есть какие-то внутренние причины для отказа от франчайзинга", – предполагает представитель одной из одежных сетей массмаркет.

По мнению экспертов, при работе по франчайзингу управление издержками и, следовательно, их сокращение невозможно, поскольку формированием коллекции занимается собственник бренда. Франчайзи может рассчитывать только на сокращение собственных операционных расходов. Таким образом, "Стокманн" ограничен в возможности повышения конкурентоспособности Vero Moda и Jack&Jones.

"Если при закупке брендов для собственных магазинов "Стокманн" может ориентироваться на новые особенности спроса и выбирать более подходящие по закупочным ценам предложения, то при франшизе такое невозможно", – считает Дарья Ядерная.

Кроме того, эксперты отмечают, что у одежных сетей сокращаются нормы прибыли. Это происходит за счет массированных сезонных распродаж, когда скидки достигают максимально высокого показателя, чего до кризиса не было.

Ретейлеры, работающие в среднем сегменте, говорят о стабилизации рынка, но об усиливающейся конкуренции за счет развития существующих игроков и выхода новых. В частности, у петербургских сетей Sela (529 магазинов) и Oggi (400 магазинов) масштабная программа развития не только в России, но и в странах СНГ. Кроме того, ритейлеры создают и новые линии.

«Деловой Петербург»



Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
«По своим правилам» Выпуск 4. ООО "АЛЕРИ ТЕХНО"



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


04:51, 09 декабря 2016г.   Войти / Выйти