Добавить франшизу

Данная регистрация предназначена для владельцев франшизы. Для чего мне личный кабинет.

CAPTCHA

Как найти «своего» франчайзи?

Бизнес – это всегда про взаимоотношения деловых партнеров, а во франчайзинге важность доверия и взаимопонимания ощущается особенно остро. Поэтому мы опросили франчайзеров в разных сферах и узнали, как они отбирают и контролируют работу своих франчайзи. Есть ли «двойные сплошные», после которых работа с партнером прекращается, и важно ли в этом отборе интуитивное чутье?

Cyber monday shopping sales

Елена Попова, директор по развитию франчайзинга сети «Стильпарк»:

При выборе франчайзи мы ориентируемся на: наличие инвестиций, готовность к работе по единым стандартам бренда и желание развиваться и зарабатывать в бельевом сегменте рынка.

Иногда уже в рамках первой или второй встречи появляется понимание, что человеку бизнес по франшизе не подходит. А поводом для расторжения договора может стать только целенаправленное и систематическое нарушение договора коммерческой концессии.

Для начинающего франчайзера важно с первого дня как соблюдать все свои обещания, так и пресекать попытки нарушения утвержденных стандартов и правил. 

Также следует избегать «странствующих» франчайзи - когда партнер сам не знает, чего хочет, успешного сотрудничества не будет.

Топ-3 признака того, что франчайзи долго не продержится: 

1.      Франчайзи игнорирует или целенаправленно нарушает правила и стандарты франшизы.

2.      Партнер не вовлекается в бизнес-процессы, перекладывая все либо на франчайзера, либо на сотрудников своего магазина.

3.      Франчайзи отказывается от любой формы диалога, не выходит на связь, не соблюдает рекомендации франчайзера.


A slice cut from classic pepperoni pizza with green pepper rolls 

Станислав Новиков, директор по франчайзингу сети семейных кафе "Пицца-фабрика":

Кандидат не должен заниматься смежным бизнесом в общепите – например, быть франчайзи другой сети. 

Во-первых, плодить искусственную конкуренцию в городе нам ни к чему. Во-вторых, заниматься сразу двумя брендами одинаково хорошо не получится – это физически невозможно. 

Из второго пункта логично вытекает третий. Потенциальный партнер должен взять на себя обязательства напрямую курировать работу семейного кафе минимум на год-полтора. Если такой возможности у кандидата не имеется, мы предлагаем ему стать инвестором и самостоятельно подбираем для него управляющего партнера.

Ну, и самые очевидные моменты: кандидат должен успешно пройти проверку службы безопасности и подтвердить финансовую возможность открытия, а также наличие у него финансовой подушки безопасности.

Buybrand.ru: Часто ли, определяясь с выбором, вы ориентируетесь на внутреннее чутье, или решает математика или унифицированная формула отбора?

- Я считаю, что понятие «математики в партнерстве» абсолютно неприменимо к нашему бизнесу. Единственной явной «математикой» в этом вопросе является финансовая состоятельность партнера, наличие инвестиций на открытие и подушки безопасности на развитие. Около 90% заявок и интересов по отношению к нашей франшизе нами не согласовываются, потому что партнеры не проходят по требованиям, о которых мы говорили ранее. В то же время, каждый действующий партнер индивидуален, его нельзя оценить, используя какую-то «унифицированную формулу».

BB.RU: Есть у вас свои лайфхаки, как контролировать работу франчайзи?

- За качеством нашей продукции следит фотофиксация и интеллектуальный контроль качества. Готовая пицца в открытой коробке помещается на стол. Камера, установленная над ним, делает фотографию. Далее в дело вступает искусственный интеллект. Он анализирует фотографии готовой пиццы и дает свое заключение о правильности пропекания теста и равномерности распределения ингредиентов.

Далее фотографии готовой продукции мгновенно попадают в систему автоматизации, и партнер получает полную информацию о заказе: от номера до времени приготовления. Это дает возможность своевременно предотвращать возможный клиентский негатив из-за ошибок на кухне. Помимо прочего, фотографии попадают в Telegram-канал, где присутствует не только собственник, но и специалисты управляющей компании, которые мгновенно сигнализируют собственнику о проблемах в производстве.

В УК существует специальная команда развития, которая помогает заведениям выстроить грамотный сервис и работу на кухне. Специалисты команды выезжают в города присутствия бренда и налаживают работу непосредственно на месте. За качеством продукта и сервиса также следит отдел качества, который делится на 2 подразделения: одна команда работает с клиентами, вторая – с предприятиями. В рамках контроля работы первая команда разбирает отзывы клиентов непосредственно с предприятием, анализирует работу партнера по камерам, вторая команда проводит онлайн-проверки, дабы стандарты компании неукоснительно соблюдались.

BB.RU: Есть ли поучительная история в назидание начинающим франчайзерам, связанная с организацией работы с франчайзи?

Поучительных историй нет. Есть, скорее, напутствие.

Грамотно выбирайте партнеров, не гонитесь за цифрами в угоду качества. Особенно, если речь идет о больших форматах с обширным меню. Это долгосрочная цель, которая принесет свои плоды, если делать все правильно.

Подписав незаинтересованного партнера, вы наносите своему бренду «отложенный удар». Некачественное управление заведением, нарушение стандартов качества в  100% случаев приведет к его закрытию. Мы и сами проходили это на своем опыте. Руководство заведением должно осуществляться лицом, заинтересованным в результате – а от управляющего на зарплате вы никогда такой заинтересованности не увидите.


Анастасия Орлова, менеджер по маркетингу и клиентскому сервису ООО «ПроЭкоПарк» ТМ «Чистая Планета»:

Основные критерии нашего отбора это:

1.      Наличие опыта на руководящей должности или организованность.

2.      Понимание, чем ты будешь заниматься: что такое малый бизнес, что такое активные продажи, базовые знания о том, чем отличаются личные продажи продукта от покупки того же продукта с полки в супермаркете.

3.      Оптимистичный настрой – берём тех, для кого всегда стакан наполовину полный.

Сейчас та часть франчайзи, которая «легче» воспринимает любые проблемы, рабочие ситуации, внешнеэкономические факторы, идёт в рост. Предприниматель же, который впадает в негатив по любому операционному сбою и зацикливается на мелочах (сломалась касса, зависла программа, не отгрузили в день заявки или отгрузили, но не в том количестве), не способен видеть перспективу.

4.      Адаптивность и гибкость: у них всегда есть план Б. Они вариативные. Проработали сценарий и знают, куда переедут, если это помещение не зайдёт, как будет выстроена логистика, если вариант А отпадает.


Что мы выучили на своём опыте

Первый и самый важный критерий под условным названием «бизнес для жены» появился после того, как франшиза была оформлена на одного человека, а в итоге была передана в руки родственника. И, вроде, звучит не страшно, но на деле получилось, что будущий руководитель не был готов к тому объему решений и ответственности, который необходим для успешной работы в сегменте малого бизнеса. Ему казалось, что продавать товары первой необходимости – это просто…

И это довольно частое заблуждение и крайне опасное. Многие предприниматели убеждены, что, если товар качественный, этого более чем достаточно для успешной сделки, и совершенно забывают о важности локации, конкуренции с полками ретейла и, главное, особенностях формирования покупательского спроса.

Для нашего формата умение правильно презентовать и продавать – это 40% успеха. В масс-маркете с полкой по душам не поговоришь, взял и пошел на кассу.

Руководитель развития франшизы в СФО  Инна Решетникова, опираясь на практический опыт, заявляет, что для компании «Чистая Планета» отличным франчайзи являются активные многодетные мамы: «Они после 3 детей могут все. Очень инициативные, всегда на пике трендов, у них много чатов, контактов, знакомых, житейских бытовых примеров из личной жизни (в нашей сфере при общении с клиентом это крайне важно). Они умеют говорить на языке покупателя, их опыту доверяют».

Young woman with rubber gloves, ready to clean

BB.RU: Часто ли, определяясь с выбором, вы ориентируетесь на внутреннее чутье или решает математика, или унифицированная формула отбора?

Чтобы кандидат влился в команду (а все-таки франшиза – это командная игра, где важен вклад не только владельцев и сотрудников бренда, но и каждого партнера), идеально, чтобы человек был «свой». Как говорит наш коммерческий директор по ЦФО Кобак Вита, развивающая сеть с ее основания: «Сработаетесь или нет, уже понятно из вопросов, которые задает потенциальный франчайзи на входе». Инна, руководитель направления в СФО, лаконично подтверждает: «Это считывается при общении».

BB.RU: Есть у вас свои лайфхаки, как контролировать работу франчайзи?

Важно работать не только механическими действиями. Безусловно, корректировать и отслеживать путем, например, тайного покупателя исполнение правил оформления точки, регламентов мерчандайзинга товаров и скриптов продаж. Но куда более эффективно – работать с мотивацией. Если человек понимает, зачем и для чего выставляются определенные требования и что будет в случае невыполнения (санкции и штрафы) или в случае прилежного соответствия (поощрения, система бонусов при закупке товаров), то он сам будет заинтересован в соблюдении правил.

BB.RU: Есть ли у вас внутренняя двойная сплошная, после которой отношения с франчайзи заканчиваются?

Попробую сформулировать эту черту, как излишнюю самоуверенность, хорошо описываемую терминами «всезнание» и «всесилие». Подобная иллюзия, что ты лучше целой команды специалистов, создавших торговую сеть с нуля, разбираешься в вопросах ценообразования и продуктового маркетинга, игнорирование факта ведения бизнеса под «арендованной» маркой может привести к рискованным и опрометчивым действиям. Что, в свою очередь, влечет за собой большие репутационные риски. Вот в таком случае мы 100% вынуждены прощаться.

BB.RU: Есть ли поучительная история в назидание начинающим франчайзерам, связанная с организацией работы?

Думаю, самой назидательной будет история одного открытия.

Несмотря на тот факт, что данный район давал хороший прирост и 95% франчайзи, открывшихся на территории области, показывали планомерный рост выручки, у одного из открывшихся партнеров розничная точка из месяца в месяц никак не выходила в ноль. Мы настолько старательно оберегали франчайзи, что в близлежащих населенных пунктах не давали разрешения на открытия, чтобы хоть как-то поддерживать выручку. Далее он открыл вторую точку в том же населенном пункте, но в другой локации - и тоже мимо. Примерно полгода общая выручка с двух точек была 150 тысяч рублей, это при учете, что у нас с одного магазина, в среднем, она колеблется в районе 360-390 тысяч/месяц. В итоге весной было принято решение закрыть одну из точек и переехать на другую арендную площадь. И на новом месте один магазин теперь приносит ему больше 400 тысяч выручки.

Ну а мораль сей басни такова: строгий контроль выбора расположения магазина, и ни при каких обстоятельствах не согласовывать франчайзи, даже если он очень слёзно просит, локацию, которая не соответствует обозначенным требованиям. Но главное - прежде чем отключить кислород и разорвать отношения, настоятельно предложить сменить место, так как зачастую партнер не сразу осознает важность правильного помещения, а руководствуется стоимостью аренды.

Лайфхаками по отбору франчайзи, которые пригодятся как франчайзерам, так и покупателям франшизы, с нами поделились ещё и крупнейшие игроки медицинского и фастфуд-рынков. Продолжение материала читайте на следующей неделе.

Франшизы
Комментарии 0
Пока никто не оставил комментарий