Бизнес по франшизе: выгоды и риски для франчайзи

Что учесть, покупая франшизу
21.02.2019 570

Смотреть франшизы в Каталоге

Можно смело сказать, что франшиза – идеальный вариант для начинающего предпринимателя без опыта, ищущего, во что вложить деньги с наименьшими рисками. Но и здесь есть свои подводные камни. О преимуществах и недостатках франчайзинга для франчайзи читайте в нашем материале.

Выгоды франшизы для франчайзи

Ежегодно на российском рынке появляются около 100 новых франшиз. Часть из них, конечно, закрывается, однако, по статистике, у бизнеса, открытого по франчайзингу, все же больше шансов остаться наплаву, чем у обычного стартапа. Почему?

Во-первых, франшиза позволяет минимизировать инвестиционные риски. Для многих этот фактор является определяющим. Приобретая франшизу, предприниматель получает детально проработанную модель бизнеса, уже доказавшую свою эффективность. Бывают и исключения, но неприятных сюрпризов можно избежать, изучив «биографию» компании-франчайзера и пообщавшись с действующими франчайзи.

Если продавец франшизы – крупная компания, в «комплекте» с бренд-буком и инструкциями для новоиспеченного франчайзи идут бонусы в виде узнаваемости марки и лояльной аудитории. То есть франчайзи придется вложить значительно меньше усилий в продвижение бренда, чем партнерам новой на рынке компании.

Франчайзер, который дорожит своей репутацией и видит прямую связь между успехами локального партнера и развитием всей сети, будет поддерживать своего франчайзи. В большинстве случаев помощь не ограничивается стадией запуска точки и обучением персонала: франчайзер при необходимости будет консультировать франчайзи и в дальнейшем. Кроме того, участие во франчайзинговом проекте дает бизнесмену возможность обмениваться опытом с другими франчайзи бренда.

Бизнес по франшизе: выгоды и риски для франчайзи

Присоединение к франчайзинговой сети позволит предпринимателю пользоваться налаженными связями с поставщиками, а также конкурировать с другим бизнесом. Это особенно актуально на российском рынке, где отдельным розничным точкам непросто выживать по соседству с федеральными игроками.

ФРАНЧАЙЗИ НА ЗАМЕТКУ: В России активно развиваются франчайзинговые проекты крупных ретейлеров для малого бизнеса , и даже появляются франчайзинговые объединения розничных сетей.

Минусы бизнеса по франшизе

С одной стороны, развитие «под крылом» головной компании обеспечивает более устойчивые позиции бизнеса в общих кризисных ситуациях. С другой, не исключено, что проблемы могут возникнуть и у самого правообладателя. Если продавшая франшизу компания закроется, франчайзи никак не сможет повлиять на ситуацию.

Нельзя исключать, что сумма вложений в открытие точки по франшизе может оказаться выше, чем франчайзер обещал изначально. Это может быть связано как с просчетами создателя франшизы, так и с конъюнктурой рынка: никто не застрахован от колебаний валютного курса или резкого роста цен.

Работая по франшизе, предприниматель априори будет менее свободен в решениях, чем если бы работал исключительно на себя. Он обязан действовать по предложенной бизнес-модели, по правилам, установленным правообладателем. Порой это может оказаться недостатком: возможны столь жесткие требования к ведению бизнеса, что франчайзи просто не сумеет адаптировать схему работы к особенностям региона.

Бизнес по франшизе: выгоды и риски для франчайзи

Франчайзеры обычно стараются перестраховаться на случай расторжения договора франчайзинга, поэтому в соглашении могут быть прописаны достаточно жесткие условия прекращения сотрудничества. Например, для одностороннего отказа юристы советуют предусмотреть преимущественное право выкупа франчайзером активов франчайзи, так что последнему нужно быть к этому готовым.

Советы для франчайзи

- ВЫБИРАЙТЕ БИЗНЕС ПО ДУШЕ. От начинающего предпринимателя работа по франшизе потребует вовлеченности во все процессы функционирования точки. Даже если владелец франшизы найдет хороших исполнителей, ему все равно следует самостоятельно контролировать деятельность предприятия. Образно говоря, шансов на успех больше, если предприниматель вкладывает не только деньги, но и душу, и искренне болеет за исход общего дела. Именно поэтому столь важно, чтобы дело было «по душе».

- ТЩАТЕЛЬНО ПОДБИРАЙТЕ ФРАНЧАЙЗЕРА. Развитие франчайзинга сопровождается появлением на рынке «сырых», плохо проработанных франшиз. Они «живут быстро и умирают молодыми». Чтобы не нарваться на подобный проект, начинающим бизнесменам следует быть осторожными и проверять будущего партнера до подписания договора франчайзинга. Имеет смысл пообщаться с действующими франчайзи бренда, попробовать разузнать о финансовом состоянии компании–франчайзера и ее судебных разбирательствах. Всё это даст представление о перспективах франшизы и о том, как франчайзер взаимодействует с партнерами.

- БУДЬТЕ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ. Покупка готовой бизнес-модели, ноу-хау и права работать под раскрученным брендом не является гарантией успеха. Конечно, как франчайзи вы можете рассчитывать и на поддержку головной компании. Но организовать работу точки непосредственно «на месте» - это всецело ваша задача. Если франшиза не адаптирована под региональные особенности, разбираться с этим также придется вам.

В некоторых случаях, чтобы быстрее окупить вложения, покупателю франшизы на первых порах приходится выполнять одновременно несколько функций, то есть работать и за себя, и «за того парня». При правильном отношении к делу у франшизы хорошие перспективы. Как отмечают некоторые крупные франчайзеры, операционные показатели деятельности франчайзинговых точек сети бывают лучше, чем у их собственных предприятий.

- БУДЬТЕ ГОТОВЫ СОБЛЮДАТЬ СТАНДАРТЫ. Это важно для правообладателя, который вместе с исключительными правами на бренд доверяет партнеру свою репутацию. Некоторые пункты регламента могут показаться избыточными, но они прописаны не просто так. Франчайзи следует придерживаться корпоративных стандартов во избежание обоснованных претензий со стороны франчайзера.

- ПРОЯВЛЯЙТЕ ИНИЦИАТИВУ. Франшиза не связывает ее покупателя по рукам и ногам. Да, выполнение прописанных в договоре требований обязательно, но в менее принципиальных для франчайзера вопросах инициатива франчайзи приветствуется. Более того, некоторые компании оттачивают различные нюансы франшизы на своих первых франчайзи, а значит, от партнеров зависят перспективы всей франчайзинговой сети.

Не обязательно ограничиваться предложениями по работе конкретной точки. Если франчайзер решительно настроен развивать сеть, он прислушается и к советам по масштабированию в регионе, и по выходу на новые рынки.

Покупая франшизу, предприниматель получает возможность развивать бизнес под сильным брендом с помощью эффективных инструментов. Главное для потенциального франчайзи – не ошибиться с выбором франчайзера и помнить, что успех предприятия будет во многом зависеть от его усилий.

Читайте также: Франчайзинговая модель бизнеса: риск или преимущество для франчайзера?


buybrand.ru



ФРАНШИЗА СПОРТИВНЫХ СТУДИЙ NeoДжоуль
Лучшие франшизы 2018 года. Итоги премии в области франчайзинга Golden Brand
ФРАНШИЗА АПТЕКА №1. ВЗГЛЯД ФРАНЧАЙЗЕРА И ФРАНЧАЙЗИ
Основатель Osteria Mario, Bar BQ Cafe и «Швили» в видеоблоге Екатерины Сойак
Франшиза букмекерской конторы
ФРАНШИЗА ДОЛГОЛЕТИЯ на выставке франшиз BUYBRAND
СТРОИТЕЛЬНАЯ ФРАНШИЗА "Ависта Модуль Инжиниринг"
Основатель франшизы кофеен "Правда кофе" в видеоблоге Екатерины Сойак



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Чтобы стать нашим франчайзи, надо пройти семь кругов ада. Но только так можно определить, что ему действительно это надо: владелец пароходов, который повелся на моду, вряд ли будет готов работать поваром на кухне»
Иван Зайченко
Основатель сети
«Сушкоф»

Календарь событий


19:26, 20 марта 2019г.   Войти / Выйти